воскресенье, 27 ноября 2016 г.

Новый год без стрессов и болезней: как подготовить ребенка к празднику


Современные праздники становятся все насыщеннее в плане возможностей. Родители коллекционируют билеты на елки, уверенные в непременной радости детей. Большинство детей с удовольствием сократили бы праздничное мероприятие до раздачи подарков: посмотрел на елку, подарок взял и ушел. Ритуал нужен и важен в большей степени родителям, а не детям. В раннем детстве ребенок и так живет в атмосфере праздника. У него еще очень мало настоящих "взрослых" дел и ответственности. В силу возрастных особенностей дети считают, что заниматься нужно только приятными делами. Им не всегда понятно, почему родители так серьезно относятся к ожиданию Нового года: всего лишь очередное веселье и подарки, к получению которых — опять же, в силу возраста — они, в общем-то, привыкли. Ребенку весело на празднике? Так ему и дома не грустно. Родители часто перебарщивают с нагнетанием праздничного настроения, они заранее готовят ребенка к чему-то особенному, но объяснить важность события могут только себе. Это они ждут отдыха — от работы. Ждут развлечения, выхода "в люди". Это для взрослых праздники — прецедент.
Что такое стресс? Это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка, когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.
Для маленького ребенка, живущего в череде приятных событий, каждому из которых он придает большое значение (визит бабушки, интересная прогулка, игра со сверстниками, вечерние игрища с папой), новогодние праздники не являются чем-то исключительным, зато, благодаря неумелым действиям родителей, могут стать настоящим стрессом.


Когда начинать психологическую подготовку к празднику?

Для ребенка до трех лет психологическая подготовка имеет небольшое значение. Мастерите новогодние поделки, чаще повторяйте "Скоро Новый год!", познакомьте с Дедом Морозом и Снегурочкой — почитайте сказки про них. Не акцентируйте внимание на предстоящих событиях (утренники, подарки) — ребенок в этом возрасте не понимает значения слов "скоро" и "потом". Вернее, он может их понимать (если ему уже больше полутора лет), но, согласитесь, трудно привыкнуть к мысли, что подарок или веселый праздник будет потом. Зачем о нем вообще тогда говорить. Обойдитесь абстрактным понятием "нового года" — создавайте атмосферу.
Детей постарше подготавливают к празднику заранее — с начала декабря. Вы можете совместно зачеркивать на календаре дни, чтобы ребенок видел, как месяц тает, приближая праздник. Заранее начинайте мастерить поделки с новогодним уклоном: строим новогодний лес с елочками, Дедом Морозом и прочими зайцами, вырезаем снежинки, делаем новогоднюю газету. Разговоры о подарках деликатно уводим в сторону. Подумайте, какой утренник подойдет именно вашему ребенку в данный момент: нравятся ли ему шумные хороводы или лучше обойтись просмотром спектакля.
Внимательно отнеситесь к индивидуальным особенностям своего ребенка, вы должны точно знать, сколько Нового года он способен в себя вместить, и тогда праздник будет здоровым и радостным для всей семьи.

Как избежать стресса при подготовке к праздничному утреннику

Не преувеличивайте важность мероприятия. Рассказывайте о нем спокойно, выделяйте приятные моменты — расскажите о том, как будет украшен зал, елка, какой красивый костюм вы придумали. Ни в коем случае не давайте понять ребенку, будто от него ждут чего-то особенного. Не успокаивайте его специальными фразами ("все будет хорошо, не бойся!"), они заставят его задуматься, что повод для страха все-таки есть.
Если ребенок уже хорошо говорит и проявляет недюжинные творческие способности — все равно не нагружайте его стихами, стремясь выставить свое чадо вундеркиндом. Не подсовывайте длинные и сложные стихи даже в том случае, если он способен их вызубрить. На утреннике ситуация будет непредсказуемой. Бывает, что самые активные и ничего не боящиеся дети вдруг забывают слова и чувствуют себя при этом плохо. Публичное выступление — это очень тяжело, и это всегда принуждение. Незрелая психика может внезапно отреагировать вразрез с родительскими ожиданиями.
Тихого и стеснительного ребенка готовим к утренникам, рассказывая ему... о нем. О красоте костюма, возможности побегать, попрыгать вокруг елочки, понаблюдать за сверстниками, все потрогать и изучить самому (и никто не отберет, не будет мешать). Активному, легко "воспламеняющемуся" ребенку рассказываем об остальных участниках праздника, чтобы он не концентрировался на себе и не требовал к себе безраздельного внимания. Пусть он услышит о том, какие чудесные костюмы будут у других детей, какие персонажи участвуют в спектакле.
Если ребенок учит стишок — нарисуйте ему этот стишок на бумаге в виде картинок. Передвигаясь от картинки к картинке, учите слова. Ребенок обязательно вспомнит эту картинку в нужный момент, особенно если вы повторите стишок перед сном за ночь до события. Еще один способ: во время разучивания стиха играйте в мяч — кто поймал, говорит следующую строчку.
Забудьте о критике. Такие страшные фразы как "все дети будут рассказывать стихи, а ты нет", "всем подарят подарки, а тебе нет" ничуть не стимулируют ребенка. Он не будет плакать от стыда и вести себя лучше. Подобная критика вызывает внутренний протест. И уж тем более нельзя наказывать ребенка, обещая лишить его подарка, если он не захочет рассказывать стихотворение или надевать праздничный костюм. Оставьте его в покое. Возможно, следующий утренник будет удачнее.
Для детей до трех лет самым подходящим новогодним праздником будет домашняя елка, утренник в детском саду или школе развития, то есть камерные елки, где создается воистину душевное настроение. В последнее время многие мамы приводят на общественные елки детей, которым не исполнилось даже года. Психологи предупреждают: праздничные мероприятия — это всегда стресс. Поставьте себя на место ребенка: неокрепшая психика еще не способна адекватно воспринять такое количество впечатлений. Последствия могут проявиться не сразу, а через день — плохой сон, плач по вечерам, испуг, отказ от еды. Представьте себе, что такое психическая незрелость: это чистый лист. У вас, как взрослого человека, существует багаж воспоминаний, пережитых волнений. У ребенка всего этого нет, он только начинает расширять свой эмоциональный мир. Ваше фанатичное стремление как можно раньше приобщить его к "модным" посещениям общественных елок может обернуться непредсказуемыми последствиями. Которые, как уже было сказано, проявятся не сразу, а постепенно. Мамы часто говорят: "мне нужно, чтобы ребенок понял, что такое Новый год!" Так покажите ему один праздник — и он обязательно поймет. Иначе у него в голове все смешается, не получится целостного представления.
Границы огромного мира ребенок осознает постепенно. Сначала он 9 месяцев был в тесной утробе, затем — в коляске, кроватке, слинге. Потом ребенок понимает, что мир немного шире, и к году он чувствует его в пределах комнаты/квартиры. Исходя из этого, он гораздо лучше воспримет камерный праздник, происходящий в маленьком помещении, где его внимание не будет рассеиваться.
И обязательно признайтесь себе: вам просто очень скучно сидеть дома. Это ваши детские воспоминания гонят вас в шумную толпу вокруг елки. Но решать свои проблемы за счет психики ребенка нехорошо, и в какой-то степени даже преступно. Дети расходуют себя всерьез. Потому что верят происходящему на все сто. И батарейки быстро садятся.
До трех лет ребенок воспринимает Деда Мороза как чужого дядьку с бородой, который еще и громко разговаривает. В этом возрасте детям показывают кукольный спектакль с участием Снегурочки и Деда. Или вообще обходятся без них.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

мастер класс

  ЗДЕСЬ