Мы живем в мире людей и ежедневно
общаемся с окружающими. Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый
ребенок получает в детстве. Те навыки общения, которые у ребенка закладываются
с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже
взрослого человека.
И среди малышей можно уже
наблюдать активных исследователей, интересующихся всем, что их окружает;
лидеров - чрезвычайно товарищеских и инициаторов-заправил в играх; наблюдателей
- пассивных «середнячков», ничем среди других не выделяющихся.
То, какими чертами обладает ваш
ребенок, определяет путь его познания мира, в том числе и мира человеческих
отношений.
Именно родители и педагоги дошкольного учреждения являются первым образцом для ребенка, первым консультантом по
общению.
В популярных психологических
изданиях встречаются характеристики следующих типов «непопулярных» среди
сверстников дошкольников.
«Любимчик» - Дети не любят
сверстников, которых постоянно выделяют воспитатели (особенно, если им
неизвестна причина покровительства), ставят на особое место, занимаются и
делают поблажки.
«Прилипала» - Дети избегают или
настроены агрессивно к тем, кто постоянно старается привлечь к себе внимание
неважно: положительное или отрицательное), хватает за одежду, забирает вещи,
обнимает и удерживает против воли объекта привязанности, постоянно заглядывает
в глаза собеседнику.
«Клоун» - Дети переводят на
него всю вину и неудачи коллектива ( «... Это Рома, он всегда так делает ...»)
Его реплики вызывают смех, на занятиях он выкрикивает разную ерунду, стараясь
иметь хоть немного внимания в коллективе, быть интересным группе сверстников.
Его перестают воспринимать всерьез, привлекать в свою команду.
«Озлобленный» - от него
отстраняются, не хотят стоять в паре, сидеть за одним столом ... Он, не умея
найти место в коллективе, ведет себя так, будто мстит окружающим за свои
неудачи. На занятиях мешает детям, стучит по столу, перебивает тех, кто
отвечает ...
«Незаметный» - К такому ребенку
никто не бежит навстречу после выходных, не замечает, что его нет в группе,
никто не выбирает его в команду на эстафетах. Такой ребенок не умеет
инициировать общение, он застенчивый, не знает, как обратить на себя внимание.
«Неряха» - Такому ребенку не
хотят давать руку в хороводной игре, сидеть за обеденным столом, вместе играть
игрушками. Он плохо владеет навыками личной гигиены, у него не сформированы
самоконтроль и дисциплина, в его шкафчике всегда лишние вещи, свою одежду носит
неряшливо, постоянно жалуется на отсутствие друзей и игрушек.
Научите малыша играть в
совместные игры (вспомните классические детские забавы из вашего детства), ведь
современные дети часто не могут занять себя на прогулке без организующей работы
взрослого.
Можно читать и обсуждать
литературные произведения, где звучит тема решения конфликтных
ситуаций и воспитания дружеских отношений между детьми.
Психологические
упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение
детского коллектива
Упражнение
«Мы разные»
Двое детей, например, те на
кого меньше всего обращают внимания в коллективе, выходят из группы. Все
остальные должны как можно точнее описать их внешний вид. Взрослому важно
следить за тем, чтобы высказывания дети не были оскорбительными для тех, кого
описывают.
Упражнение
«Что я люблю, не люблю»
Каждый должен решить, что он
больше всего любит и не любит, и выразить это. Взрослый: «Вас так много и вы
все такие разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же. То
есть вы похожи, у многих из вас общие интересы, а значит, вам будет легко
понять друг друга.»
Упражнение
«Дорисуй полукруг»
На листе бумаги нарисован
полукруг. Детям раздаются такие же образцы. Они должны представить, на что
похож полукруг и дорисовать его на своих листочках. Вывод. «Каждый, глядя на
это полукруг, представил что-то свое. При том, что у вас столько общего, у
каждого из вас есть собственное мнение? Это прекрасно и очень интересно.»
Упражнение
«Закончи предложение»
Детям предлагается закончить
предложение: - Я не люблю, когда дети в группе ...
Было бы очень хорошо, если бы
дети в нашей группе ...
Цель - проанализировать, что
нравится и не нравится детям в поведении сверстников.
Упражнение
«Как расположить к себе окружающих»
Ведущий напоминает золотое
правило нравственности «Относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились
к тебе». С детьми определяются приемы, которые помогают наладить отношения с
окружающими: улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы ...
Упражнение
«Самооценка»
Детям предлагаются макеты
многоэтажных сказочных домиков. Отмечается, что фея-волшебница приглашает в
гости на первый этаж - некрасивых, ленивых, глупых детей; на второй - немного
лучших; на следующий - еще лучших, а на самый высокий этаж - красивых, умных,
общительных. Детям нужно прикрепить свое имя на тот этаж, на который, по их
мнению, они считают себя достойными пойти.
Так постепенно, шаг за шагом,
формируется умение ребенка-дошкольника жить в мире людей, строить дружеские
отношения, сотрудничать, решать конфликты. А задача педагога - оставаться
рядом, поддерживать и направлять маленького человека на пути к его взрослению.
Ведь именно в мире социальных отношений и формируется личность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий